Интеграция семейной системной и когнитивно-бихевиоральной психотерапии в лечении больных с хронифицированными формами тревожных расстройств
Московский научно-исследовательский институт психиатрии Минздрава России
Московской городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
РЕЗЮМЕ: В статье представлены идеи интегративной психотерапии тяжелых форм тревожных расстройств. Рассматриваются психосоциальные факторы неблагоприятного течения этих расстройств - институциональные, личностные, когнитивные, семейные. Авторы теоретически обосновывают возможность интеграции идей когнитивно-бихевиоральной и системной семейной психотерапии в долгосрочном лечении указанных расстройств. В наглядной форме представлены основные этапы такой психотерапии, где индивидуальная работа с больным, направленная на модификацию дисфункциональных когнитивных схем и паттернов совладания с тревогой, происходит параллельно с семейными вмешательствами.
КОНТАКТ: E-mail: psylab2006@yandex.ru, E-mail: garanian@mail.ru
Исследователями и практиками длительное время недооценивался инвалидизирующий характер течения многих расстройств, относимых к кластеру невротических и связанных со стрессом (МКБ-10, F.4). Данная статья отражает 20-летний опыт авторов в изучении и практической работе с пациентами, страдающими т. н. «тревожными расстройствами», к которым относятся такие распространенные заболевания как паническое расстройство и агорафобия, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и социальная фобия. В отечественной психиатрии эта группа расстройств традиционно рассматривалась как относительно благоприятная в плане прогноза и возможностей социальной адаптации пациентов. Переход этих состояний в хронические формы зачастую рассматривался как свидетельство иной нозологической принадлежности.
Первые попытки оценить экономическое бремя тревожных расстройств в международной практике относятся к 1990-м годам. Они не подтвердили гипотезу о том, что депрессия является безусловным лидером среди других расстройств по этому критерию. Потери, связанные с заболеваемостью тревожными расстройствами, оказались вполне сопоставимыми c экономическим бременем депрессии (Greenberg P.F., Sistisky T., 1999). Эпидемиологические исследования согласованно подтверждают, что тревожные расстройства являются самыми распространенными среди населения - так, в США на протяжении жизни страдают хотя бы одним тревожным расстройством 30% населения (Kessler R.S.,Berglund B., Demler O. et al., 2005), а на протяжении одного года - от 11 до 18% взрослого населения (Kessler R.S., Chui W.N., Demler J., Mericangas K.R., Walters E.E., 2005). За пределами США распространенность тревожных расстройств несколько ниже от 19 до 16 % в Европе, Азии и Африке (Comer J., Olfson M., 2010).
От 70 до 90 % больных тревожными расстройствами по разным данным имеют еще один диагноз психического расстройства. Отмечается их высокая коморбидность депрессиям, личностным расстройствам и различным видам химической зависимости, а также высокий риск вторичной депрессии и алкоголизма у пациентов с тревожными расстройствами (Comer J., Olfson M., 2010). Исследователи особо подчеркивают такую проблему, как плохое распознавание тревожных расстройств и позднее обращение за помощью со стороны пациентов, страдающих тревожными расстройствами: не более трети пациентов с паническими атаками или генерализованным тревожным расстройством обращаются за помощью в течении первого года после начала заболевания (Wang PS., Berglund R, Olfson M. et al., 2005).
Эксперты делают важный вывод о недооценке распространенности тревожных расстройств и недостаточном внимании к их тяжелым последствиям (Comer J., Olfson M., 2010).
Коллективом сотрудников лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии Минздрава России с 1996 г. ведется работа по изучению психосоциальных факторов и разработке методов оказания помощи пациентам с разными формами тревожных расстройств (Воликова С.В., 2006; Гаранян Н.Г., 2010; Гаранян Н.Г. с соавт., 2001; 2003; Холмогорова А.Б., 2006, 2011; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1998; Холмогорова А.Б. с соавт., 2010; Юдеева, 2007). Эти данные позволили нам выделить наиболее важные факторы хронификации тревожных расстройств, обусловливающие их неблагоприятное, инвалидизующее течение.
Одним из основных становится институциональный фактор, связанный с несовершенством организации медико-психологической помощи данному контингенту. Плохая информированность населения о сути заболевания и научно-обоснованных методах помощи, отсутствие необходимой подготовки у врачей общей практики, страх перед стигмой приводят к несвоевременному обращению за помощью - зачастую спустя годы после начала заболевания, что, впрочем, отмечается и в международных исследованиях (Wang RS., Berglund R, Olfson M. et al., 2005). Многие пациенты или их родственники решаются обратиться к специалисту службы психического здоровья, когда симптомы достигают тяжелой степени выраженности, социальное функционирование значительно нарушено. Нередко также имеют место многократные обращения за помощью к врачам общей медицинской практики, в частный, медицинский сектор, к психологам-консультантам неклинического профиля. Как правило, в этих случаях имеет место неправильная диагностика и многочисленные ятрогении: пациенты начинают подозревать у себя тяжелые соматические и психические заболевания, т. к. отсутствие адекватной психообразовательной работы и непонимание сути состояния приводит к усилению тревоги и негативным прогнозам. К сожалению, в отечественной медицинской практике недостаточно распространены и освоены международные стандарты лечения именно этой группы расстройств; только в самое последнее время они стали активно обсуждаться на сайте Российского общества психиатров. В нашей практике постоянно встречаются пациенты, в клиническом ведении которых эти принципы не учитывались (например, пациентам с ОКР сразу назначались нейролептики без предварительного назначения СИОЗов).
Наряду с институциональными, существует также система факторов, связанных с характеристиками самих пациентов. В результате многолетнего лонгитюдного исследования эффективности комплексного лечения расстройств аффективного спектра, выполненного в дизайне naturalistic study (Холмогорова А.Б. с соавт., 2010), нами были описаны особенности группы больных расстройствами аффективного спектра, нуждающихся в длительном лечении и комбинации разных методами психотерапии. Среди этих пациентов доминировали пациенты с тревожными расстройствами, имеющие средний стаж заболевания более 7 лет. По сравнению с группой, нуждающейся в краткосрочном лечении, в картине их заболевания были статистически достоверно более выражены обсессивно-компульсивные симптомы (по данным шкалы SCL-90-r). Согласно оценкам врача-психиатра, в группе долгосрочной терапии также чаще отмечались коморбидные личностные расстройства. Данные соответствующего опросника А. Бека подтвердили более высокую частоту дисфункциональных личностных убеждений, свойственных пассивно-агрессивным, нарциссическим, гистрионным, шизоидным, избегающим и параноидным личностям у пациентов данной группы. Для этих пациентов характерен более высокий уровень враждебности, меньшая комплаентность, а также большая степень дисфункций в родительской семье (Холмогорова А.Б. с соавт., 2010).
Наряду с международными стандартами фармакологического лечения все более важную роль начинают играть стандарты оказания психотерапевтической помощи, в рамках которой методы когнитивно-бихевиоральной терапии являются доминирующими. Так, даже для такого заболевания как шизофрения, в Великобритании в стандарты оказания помощи введены протоколы когнитивно-бихевиоральной терапии продуктивных и негативных симптомов. Метаанализы последнего десятилетия относительно эффективности КБТ тревожных расстройств показывают несомненное преимущество по сравнению с контрольными группами, а для некоторых расстройств (социальная фобия, паническое расстройство) доказанная эффективность применения КБТ сопоставима с применением СИОЗо в(Federoff I.C., Naylor S., 2001; Western D., Morrison K. 2001). Относительно лечения ОКР делается вывод, что КБТ является единственным методом первого выбора при лечении этого расстройства у взрослых помимо с СИОЗов (Koran L.M., Hanna G.L., Hollander E., Nestadt G., Simpson H.B., 2007).
Несмотря на отчетливые свидетельства высокой эффективности КБТ тревожных расстройств, довольно большая группа пациентов остается резистентной и к этому виду помощи. Это стимулирует специалистов к дальнейшему поиску причин такой терапевтической резистентности и способов ее преодоления.
Так, 10 видных когнитивных психотерапевтов пытались осмыслить причины резистентности в психотерапии панического расстройства, перечень которых приводится ниже (Bruce T., Sanderson W., 2010): недостаточная вовлеченность в бихевиоральные эксперименты; низкая комплаентность; гоморбидность (с депрессивными и личностными расстройствами); неадекватная когнитивная концептуализация случая, ошибки диагностики; внешняя поддержка «панического» поведения (вторичная выгодность, страх разрыва отношений); проблемы когнитивного переструктурирования; наличие негативных жизненных событий; осложнения медикаментозного лечения; плохое осуществление КБТ; барьеры в терапевтических отношениях.
В контексте данной публикации важно отметить, что наряду с неблагоприятными клиническими характеристиками (коморбидности с другими расстройствами), неудачным проведением КБТ и интенсивным жизненным стрессом эксперты выделили такой фактор, как «внешнюю поддержку панического расстройства», обозначая этой формулировкой проблемы в отношениях с близкими людьми.
Мы также приводим собранные воедино данные относительно «солнечной» и «теневой» сторон в применении КБТ к лечению обсессивно компульсивного расстройства (Sookman D., Leahy R., 2010).
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что, несмотря на очевидный прогресс в области когнитивно-бихевиоральной терапии ОКР, значительное число пациентов с этим расстройством остается невосприимчивым к данному виду вмешательства, даже при его сочетании с фармакотерапией.
Таблица 1. Эффективность КБТ в лечении обсессивно-компульсивного расстройства
Солнечная сторона вопроса |
Теневая сторона вопроса |
с медикаментозной терапией не более эффективна, чем изолированная КБТ (Foaetal., 2005; O’Connor et al., 2006; Grothusen et al., 2005) • Медикаментозная терапия в сочетании с техниками экспозиции и предупреждения реакции более эффективна, чем изолированная психофармакотерапия (Simpson et al., 2008) • Применение медикаментов показано при сочетании ОКР с другими расстройствами (Hohagen et al., 1998) ВЫВОД. КБТ является методом первого выбора для лечения ОКР; фармакотерапия должна добавляться к ней строго по показаниям для достижения оптимального и стойкого эффекта |
• Большинство пациентов с ОКР не проходят КБТ • Примерно 50% пациентов с ОКР не дают желательного ответа на КБТ (даже в ее сочетании с фармакотерапией). • 20% пациентов отказываются участвовать в процедурах погружения или предупреждения реакции • 25% не демонстрируют признаков улучшения или переживают рецидив после окончания курса КБТ (Baer, Minichiello, 1998; Cottraux, Bouvard, Milliery, 2005) • Лишь одна четверть выздоравливает полностью (Eddy et al., 2004) ВЫВОД. Резидуальные симптомы создают риск экзацербации и хронификации ОКР; даже субклинические проявления связаны со снижением социальных возможностей и вторичной депрессией (Sookman, Steketee, 2010) |
Закономерно возникает вопрос о барьерах, встающих на пути к перестройке паттернов тревожного мышления и дисфункциональных стратегий поведения у трудных пациентов. Традиционный когнитивный подход фокусируется на когнитивных схемах, связанных с представлениями о собственной слабости и опасности окружающего мира (физического и социального). Эти схемы задают основу для тревожного стиля переработки текущей информации, изобилующего когнитивными искажениями (в виде катастрофизации, персонализации, произвольного умозаключения и т. д.). Многолетний систематический анализ тяжелых случаев тревожных расстройств с хроническим, инвалидизирующим течением позволил нам выделить ряд специфических характеристик мышления этого контингента, которые поддерживают симптоматику и с трудом поддаются модификации в краткосрочном варианте КБТ: склонность к магическому мышлению, низкий уровень константности в восприятии себя и окружающего мира, убеждение в невыносимости дискомфорта, наличие конфликтных убеждений о роли тревоги.
Остановимся подробнее на каждой характеристике когнитивного стиля. Эти характеристики мышления одновременно присущи пациентам с личностными расстройствами, которые, как отмечалось выше, с высокой частотой коморбидны с тяжелыми тревожными расстройствами. Склонность к примитивному магическому мышлению выражается, с одной стороны, в партиципации - установлении алогичных связей между событиями («Если я с утра неэффективно выполнила какое-либо действие, например, слишком быстро помыла нос и уши, значит, все остальные действия в течения дня - недействительны»), с другой - в иллюзии относительно возможности контроля над различными событиями и обстоятельствами своей жизни и способности предотвращать негативные исходы («Если я хорошо промою нос и уши, дела пойдут хорошо»). Такая иллюзия контроля делает магическое мышление чрезвычайно выгодным и создает у больных убеждение о том, что они «могут управлять ходом всемирной истории». Чтение мыслей (убежденность в том, что можно точно знать, о чем думают другие люди) является одним из когнитивных искажений, описанных А. Беком. В описываемой группе пациентов оно встречается особенно часто и также является очень устойчивым в силу уже упомянутой иллюзии контроля, в данном случае, над отношением и возможными замыслами других людей.
Другой важной характеристикой познавательных процессов данной группы пациентов служит низкий уровень константности в восприятии себя и окружающего мира. Перманентное состояние бдительности в отношении психического функционирования и соответствующие проверки приводят к колебаниям в восприятии себя и окружающей среды, вплоть до дезавтоматизации и фрагментации процесса восприятия: нарушениям чувства глубины, освещения, текстуры объектов, окраски, повышенной чувствительности к любым изменениям в организме и внешней среды с их катастрофической трактовкой как признаков повреждения мозга, грозного психического заболевания, утраты контроля и т. п. На этом фоне состояния деперсонализации и дереализации становятся постоянными спутниками ряда пациентов. Особенно характерны такого рода проблемы для пациентов с тяжелыми формами обсессивно-компульсивного и панического расстройств.Так, больной с паническим расстройством после беседы с врачом, который заверил его, что он не сходит с ума, у него нет галлюцинаций, в частности, он не видит вокруг горящие дома (как это бывает при психозе), начинает внимательно присматриваться, не начинает ли он видеть зарево пожара над крышами домов. Постоянное всматривание в окружающие объекты, находящиеся на разной дистанции, видеть к переутомлению глазных мышц, трудностям фокусировки и симптомам дереализации в виде утраты чувства глубины, ощущения цвета объектов и других, необъяснимых, для больного изменений в восприятии. Постепенно мысль о возможной галлюцинации становится обсессией, а проверки реалистичности образов превращаются в компульсивные действия. К паническому расстройству присоединяются симптомы обсессивно-компульсивного.
Еще одной характеристикой когнитивного стиля пациентов с тяжелыми формами тревожных расстройств является убеждение в невыносимости дискомфорта. Оно становится труднопреодолимым препятствием в осуществлению целого ряда фундаментальных для КБТ техник, например, конфронтации с пугающим стимулом, функциональных тренировок плохо сформированных навыков. Так, пациентка с паническим расстройством и агорафобией, которая привыкла передвигаться по городу только в сопровождении матери, воспринимает задание самостоятельно выйти из дома как чрезвычайно мучительное не в силу чувства опасности выхода за пределы подъезда, а в силу необходимости выносить повышенный уровень тревоги в этой ситуации.
Наконец, важным препятствием терапии выступают конфликтные, противоречащие друг другу убеждения пациентов относительно роли тревоги в их жизни. С одной стороны, они убеждены во вредности этого переживания («От тревоги сойду с ума», «Мои сердце и сосуды не выдержат постоянной тревоги»). С другой стороны, они убеждены в том, что склонность к беспокойству служит гарантией их неусыпной бдительности, а значит, и безопасности («Тревога мобилизует меня и позволяет эффективно отслеживать сигналы “опасно”», «Тревога позволяет предотвратить катастрофу», «Тревога позволяет лучше подготовиться к возможным опасностям и трудностям»).
По нашим наблюдениям наряду, с особым когнитивным стилем пациентов с тяжелыми тревожными расстройствами, для них типичен особый семейный контекст. Он характеризуется высоким уровнем повседневного стресса и стилем коммуникаций, поддерживающим дисфункциональные когнитивные схемы. Взаимодействие семейных и когнитивных факторов схематически представлено ниже.
Как видно на рис. 1, семейные дисфункции способствуют раннему формированию когнитивной схемы собственной уязвимости и схемы опасности окружающего мира (социального и физического). Стрессогенные жизненные события (такие как болезнь, смерть близких, вступление в новую стадию жизненного цикла, связанное с новыми нагрузками и обязанностями, и т. п.) активируют указанные схемы, которые, в свою очередь, направляют процессы селективного внимания на сигналы опасности. В результате развивается состояние сверхбдительности, сопровождающееся преувеличенной оценкой угрозы и недооценкой собственных ресурсов в совладании с ней. Состояние повышенного внимания к сигналам опасности поддерживается текущими событиями, среди которых важное место занимают семейные коммуникации в виде конфликтов вплоть до драк, обвинений, разговоров об опасностях, несправедливостях и угрозах внешнего мира, необходимости скрывать от окружающих все признаки неблагополучия. В исследованиях нашего коллектива были получены данные о повышенной частоте стрессогенных событий семейной истории и высоком уровне коммуникативных дисфункций в семьях пациентов с тревожными расстройствами (Воликова С.В., 2006; Холмогорова А.Б., 2006; 2011). В нижней части рис. 1 представлены дисфункциональные способы совладания с тревогой в виде избегания, ритуалов, перепроверок, поиска разубеждений, успокоения и определенности от окружающих и другие индивидуализированные формы safetybehaviours (охраняющего поведения). Все эти стратегии способствуют ситуативному снижению тревоги, а в долговременной перспективе приводят к ее усилению и хронификации. Родственники пациентов могут вносить свой значительный вклад в поддержание этих недаптивных стратегий - совместно с больным выполнять ритуалы, охотно предоставлять разубеждения и успокоения, сопровождать во всех поездках, потворствовать избегающему поведению. На наш взгляд, описанные выше ограничения КБТ тяжелых тревожных расстройств, представленные выше в табл. 1, связаны с действенностью негативных семейных факторов, поддерживающих хронический стресс, дисфункциональные убеждения и копинг-стратегии больного вопреки усилиям врача-психиатра и психолога-психотерапевта. Имея углубленную подготовку в области системной семейной психотерапии, мы пришли к выводу о необходимости привлечения семьи к процессу работы с целью трансформации стрессогенного и деструктивного социального окружения в поддерживающее и конструктивное. Впечатляющий успех в таком комплексном сопровождении нескольких случаев тяжелого тревожного расстройства с утратой трудоспособности побудил нас к его систематическому использованию в течение ряда лет. В настоящей статье представлены основные идеи этого подхода.
Мы попробовали представить логику комплексной терапии в виде этапов, которые выделяются условно и в каждом конкретном случае могут не следовать строго друг за другом.
В табл. 2 представлены основные задачи начального психообразовательного этапа комплексного лечения тяжелых тревожных расстройств.
Таблица 2. Интеграция когнитивного и системного подходов в терапии тревожных расстройств - этап 1
Задачи индивидуальной работы в формате КБТ |
Задачи в работе с семьей в системном формате |
Психообразовательные задачи |
|
- Избегания - Поиска разубеждений - Требования определенности - Контроля - Проверок - ритуалов |
- Посещение сеансов психотерапии - Участие в тренировках пациента - Отказ от предоставления разубежденийв опасениях - Отказ от участия в ритуалах |
Важной задачей становится информирование пациента и членов его семьи о диагнозе тревожного расстройства, сделав акцент на возможностях его лечения научно-обоснованными методами (как фармакологическими, так и психотерапевтическими) и условиях эффективности их применения. При этом важно подчеркнуть, что многое в успехе зависит не только от специалистов, но и от пациента и его родственников. Мы сообщаем семье пациента о том, что прогресс в лечении во многом зависит от эмоциональной атмосферы в семье и скоординированности наших действий. На сеансе семейной психотерапии с присутствием всех вовлеченных в проблему членов семьи обсуждаются способы совладания с тревогой, к которым прибегает пациент, и выяснить степень участия каждого члена семьи в деструктивном поведении. Нередко родственники уверены в том, что если они пойдут навстречу просьбам пациента и, например, будут вместе с ним подсчитывать количество ритуальных действий, освободят от домашних обязанностей, будут сопровождать в поездках, мыть мочалкой с мылом овощи и фрукты, успокаивать, разубеждая и опровергая его опасения, то это поможет пациенту успокоиться, а им избежать конфликтов и сэкономить время. Однако на практике это приводит ко все большему подкреплению беспомощности пациента, его иррациональных тревожных представлений и дисфункциональных стратетегий совладания вплоть до отказа от любой конструктивной активности и постепенной инвалидизации. В начале работы важно выработать понимание родственниками деструктивности этих действий и заручиться их согласием на отказ от них и при необходимости участие в терапевтически полезных формах поведения: функциональных тренировках, поддержке веры пациента в свою способность самостоятельно справляться с тревогой и трудностями.
В таблице 3 представлены второго этапа, посвященного модификации когнитивной схемы опасности.
Таблица 3. Интеграция когнитивного и семейного подходов в терапии тревожных расстройств - этап 2
Задачи индивидуальной работы в формате КБТ |
Задачи в работе с семьей в системном формате |
Модификация когнитивной схемы опасности |
|
• Работа с автоматическими мыслями • Работа с убеждениями относительно угрозы со стороны социального и физического мира |
|
Таблица 4. Интеграция когнитивного и семейного подходов в терапии тревожных расстройств - этап 3
Задачи индивидуальной работы в формате КБТ |
Задачи в работе с семьей в системном формате |
Модификация когнитивной схемы опасности |
|
• Развитие навыков саморегуляции и самостоятельности: - Работа с автоматическими мыслями - Работа с убеждениями относительно собственной физической и психической уязвимости, беспомощности, интеллектуальной и профессиональной несостоятельности, социальной непривлекательности • Проработка условной выгодности заболевания |
- Преодоление сверхвключенности и гиперопеки - Поощрение самостоятельности и автономности пациента - содействие трудоустройству, приобретению навыков самообслуживания, саморегуляции
- Снижение уровня критики - Поощрение похвалой
|
В формате индивидуальной терапии усилия пациента и терапевта сфокусированы на традиционных мишенях КБТ - негативных автоматических мыслях и дисфункциональных когнитивных схемах опасности мира. Принципы и техники этой работы детально представлены в литературе (Бек А. с соавт., 2003; Бек Дж., 2001). Выше мы описали специфические особенности когнитивного стиля больных с тяжелыми тревожными расстройствами: склонность к магическому мышлению, низкую константность восприятия, убеждение в невыносимости дискомфорта, наличие конфликтующих убеждений о роли тревоги. Специфика работы когнитивного психотерапевта с ними требует отдельного рассмотрения и должна составить предмет самостоятельной публикации. Работа с семьей основана на принципах системного семейного подхода и ориентирована на модификацию стиля коммуникаций, который поддерживает схемы опасности, а значит, связанные с ними негативные паттерны мышления. Задачи этой работы представлены в табл. 3.
В следующей таблице представлены задачи как индивидуальной, так и семейной психотерапии, направленные на модификацию когнитивной схемы уязвимости, т. е. представлений о собственной слабости, беспомощности, подверженности тяжелым заболеваниям, эмоциональной и физической невыносливости, неспособности справляться с требованиями жизни.
На третьем этапе работа сфокусирована на типичных для этого контингента негативных мыслях и когнитивных схемах и направлена на развитие навыков эмоциональной саморегуляции и самостоятельности в разных сферах жизни. В параллельной работе с семьей пациента подлежат изменению структурные и коммуникативные паттерны, подрывающие развитие его эмоциональной саморегуляции и автономности: сверхвключенность и гиперопека при высоком уровне критики и дефиците похвалы. В ходе совместного обсуждения терапевт и члены семьи составляют пошаговую программу действий, нацеленных на приобретение пациентом навыков самообслуживания, совладания с отрицательными эмоциями, профессиональной квалификации. Большое значение имеет снижение уровня критики в адрес пациента. С помощью сократических вопросов психотерапевт помогает членам семьи убедиться в обратном эффекте такого способа стимулировать пациента к выздоровлению и достижениям. Ближайшим родственникам пациента предлагается подкреплять каждое усилие больного на пути к самостоятельности похвалой и отказаться от деструктивной критики. Наконец, важным условием для достижения большей зрелости пациентом становится проработка такого параметра семейной идеологии, как представление о стиле «хорошего родительства», которого придерживаются многие родственники. Согласно этим представлениям, хорошие родители никогда не откажут больному ребенку в деньгах, не ограничат его потребности, не дадут ему понять, что его длительная безработица становится тяжелым бременем для семьи. Эти ложногуманистические установки поощряют избегающее поведение у потомка, делают заболевание условно выгодным и выступают фактором хронификации тревожного расстройства.
Задачи четвертого этапа комплексной психотерапии тяжелых тревожных расстройств ориентированы на предоление дисфункциональных способов совладания с тревогой. Они подробно представлены в табл. 5.
Таблица 5. Интеграция когнитивного и семейного подходов в терапии тревожных расстройств - этап 4
Задачи индивидуальной работы в формате КБТ |
Задачи в работе с семьей в системном формате |
Преодоление дисфункциональных способов совладания с тревогой |
|
• Преодоление избегания (конфронтация с пугающим стимулом, градуированное погружение) • Отказ от ритуалов (предупреждение реакции) • Отказ от поиска разубеждение (развитие конструктивного внутреннего диалога) • Отказ от требования успокоений и определенности |
• Предписание поощрять активность и решимость пациента к участию в функциональных тренировках • Предписание не участвовать в ритуалах • Предписание отказа в скоропомощном предоставлении успокоений и разубеждений |
Индивидуальная работа с пациентом на этом этапе ориентирована на преодоление избегающего поведения, отказ от ритуалов, поиска разубеждения и успокоения со стороны родственников, оттормаживания других форм охранительного поведения. Эти задачи реализуются с помощью традиционных техник КБТ - конфронтации с пугающим стимулом, градуированного погружения, предупреждения реакции. В виду особой стойкости данных поведенческих паттернов в изучаемой группе осуществление функциональных тренировок и отказ от ритуалов сопряжены с сильным дискомфортом и требуют от пациента значительных усилий. Включение в работу элементов мотивационного интервью позволяет укрепить решимость пациента отказываться от этой практики. Двигаясь параллельно с пациентом, члены его семьи следуют ряду терапевтических предписаний - поощрять участие больного в самостоятельных функциональных тренировках, не участвовать в выполнении ритуальных действий, не предоставлять разубеждений и успокоений. Важным моментом в работе становится обсуждение со всеми членами семьи смысла таких терапевтических предписаний, как содействующие развитию навыков саморегуляции у больного, что является необходимым условием ослабления симптоматики и постепенного выздоровления. Не менее важно получить согласие пациента на внедрение этих новых форм взаимодействия в повседневную семейную жизнь. В тех случаях, когда пациенту не удается выполнить предписания, связанные с предупреждением реакции (не выполнять ритуалов, не искать разубеждений в связи с различными опасениями у родственников) и он все же возвращается к болезненным способам самоуспокоения, членам семьи предлагается поддерживать еще слабую веру пациента в собственные силы и отвечать на его запросы фразой типа «Я верю в твою способность справиться с этим самому!».
Данный комплексный подход не проверен на эффективность рандомизированными и контролируемыми исследованиями. Однако многолетние исследования в дизайне naturalisticstudy показывают, что спланированная стратегия одновременного индивидуального и семейного консультирования, расчет на длительную (а не краткосрочную) форму работы и высокая квалификация специалистов создают условия для эффективной помощи и этих тяжелых и хронифицированных тревожных расстройств.
Список литературы
1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М., 2006.
2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах // Моск. психотерапевтич. ж-л., 2001. - № 4.
3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Дисс. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук. - М., 2010.
4. Гаранян Н.Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Моск. психотерапевтич. ж-л., 2001. - № 4.
5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги // Психология: современные направления междисциплинарных исследований. - М., 2003.
6. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М., 2006.
7. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. - М.- 2011.
8. Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д., Гаранян Н.Г. и др. Факторы эффективности интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра // Консульт. психол. и психотер., 2010, № 2. - С. 7-109.
9. Comer J., Olfson M. The epidemiology of anxiety disorders / H.Simpson, Y.Neria, R. Levis-Fernandez, F.Schneier (Eds.) // Anxiety disorders. - Cambridge, 2010.
10. Greenberg P.F., Sistisky T., Kessler R.S. The economic burden of anxiety disorders in the 1990s // J. Clin. Psychiatry, 1999. - 60(7). - P.427-435.
11. Kessler R.S., Berglund B., Demler O. et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of DSM-IV disorders in the National Comorbidity Survey Replication // Archives of General Psychiatry, 2005. - 62, P. 593-602.
12. Kessler R.S., Chui W.N., Demler J.et al. Prevalance, severity and comorbidity of 12- month DSM-IV disorders in the National Comorbidity Survey Replication Archives of General Psychiatry, 2005. - 62, P. 617-127.
13. Wang P.S., Berglund P., Olfson M. et al. Failure and delay in initial treatment contact after first onset of mental disorders in the National Comorbidity Survey Replication // Archives of General Psychiatry, 2005, - 62, P. 603-613.
14. Wang P.S., Berglund P., Olfson M. et al. Failure and delay in initial treatment contact after first onset of mental disorders in the National Comorbidity Survey Replication // Archives of General Psychiatry, 2005. - 62, P. 603-613.
15. Federoff I.C., Naylor S. Psychological and pharmacological treatments for social anxiety disorder - a meta-analysis // Journal of Clinical Psychopharmacology, 2001. - 21, P. 311-324.
16. Western D., Morrison K. 2001, A multidimensional meta-analysis of treatments for depression, panic and generalized anxiety disorder an empirical examination of the status of empirically supported therapies. Journal of Cosulting and Clinical Psychiatry, 69, P.875-899.
17. Western D., Morrison K. A multidimensional meta-analysis of treatments for depression, panic and generalized anxiety disorder an empirical examination of the status of empirically supported therapies // Journal of Cosulting and Clinical Psychiatry, 2001. - 69, P. 875-899.
18. Bruce T., Sanderson W. Understanding and managing treatment-resistant panic dicorder:perspectives from clinical experience of several expert therapists. In:Treatment Resistent Anxiety Disorders (eds. Sookman D., Leahy R.), 2010.
19. Koran L.M., Hanna G.L., Hollander E. et al. Practice guidelines for the treatment of patients with obsessive-compulsive disorder // American J. of Psychiatry, 2007. - 164 (7 Suppl.), P. 5-53.
Integration of cognitive behavioral and family system psychotherapies in the treatment of severe forms of anxiety disorders
Garanian N.G., Kholmogorowa A.B.
Moscow Research Institute of Psychiatry [Russia]
Moscow State University for education and psychology [Russia]
SUMMARY: Ideasofintegrativepsychotherapyfortreatment resistant anxiety disorders are presented in article. Psychosocial factors (institutional, personal, cognitive and familial) of anxiety disorder’s detrimental course are figured out. Authors provide a theoretical rationale for possible integration of cognitive behavioral and family system therapies in the long term treatment for mentioned disorders. Stepsofthisintegrativetreatmentare presented in visually compelling form. Individualworkwithpatientaimedatmodificationofdysfunctionalcognitiveschemasand strategies of coping with anxiety is accompanied by simultaneous use of different established interventionsof family system therapy.
KEY WORDS: severeformsofanxietydisorders, psychosocialfactors, integration, cognitive psychotherapy, system family therapy